Как подготовить ребенка к утреннику?

Музыкальный руководитель

Как подготовить ребенка к утреннику?

Утренник в детском саду – это не только праздник, это зачастую также и весьма
серьезный стресс для малыша и проверка родителей.
Ведь если говорить начистоту, нередко детские праздники и мероприятия проводятся
формально, просто потому что наступил очередной «красный день календаря». Течение
праздника обычно строго задано сценарием и в нём нет места для импровизации и тем
более для детского озорства. Вполне естественно, что для многих детей ничего
интересного, кроме раздачи подарков в конце представления, в утреннике нет.
К тому же детсадовский праздник – мероприятие публичное, дети выступают перед
родителями, причем не только перед своими; среди родителей также модно
фотографировать и снимать на видео выступления своих детей. Представьте себя на месте
детей – какого им чувствовать себя словно на сцене, под вспышками фотоаппаратов и
строгим взглядом воспитательницы? Конечно, есть дети, для которых выступать на
публике в удовольствие, они любят, когда к ним приковано внимание, но всё же для
большинства детей утренник – достаточно волнительное дело, особенно если он для них в
новинку.
Утренники – это скорее смотры знаний и умений, приобретенных ребенком за некий
период времени, своеобразные вехи социализации маленького человека. Так как же
правильно подготовиться к утреннику, чтобы у ребенка не возникало ненужных
треволнений по поводу будущего выступления или даже просто участия в представлении?
Единых правил, естественно, нет. Можно лишь отметить наиболее частые ошибки,
допускаемые родителями, и предложить варианты их исправления.
 Для начала следует отметить, что проблемы с подготовкой к выступлению зависят от
нескольких факторов. Первый фактор – это темперамент ребенка. Эта индивидуальная
особенность поддается наименьшей корректировке. Ребенок-холерик и ребенок-флегматик
(или экставерт и интоверт) всегда будут по-разному относиться к праздничному
публичному мероприятию. Тут можно только стараться сглаживать углы, не ломая
характер ребенка – например, активному, стремящемуся выделиться малышу, которому в
детском саду может быть интереснее чем дома, нужно объяснить, что и другие дети тоже
требуют внимания, так как такой ребенок непременно захочет чтобы все смотрели только
на него. Если такому дошкольнику не удастся привлечь к себе внимание или выступление
по какой-либо причине сорвется (у таких детей очень переменчивый характер) – слез и
«трагедии» не избежать, поэтому таких детей необходимо даже немного «осаждать».
Напротив, если ребенок – тихий, послушный «маменькин сынок» (или дочка), для
которого лучшее времяпрепровождение – монотонное катание машинок или тихая возня с
куклами, нужно попробовать объяснить ему, что это всего лишь обычное мероприятие и
никак особенно к нему относиться не надо; постараться убедить ребенка что Вас устроит
любой результат его выступления. Но такому ребенку не стоит давать поблажек, если он
всячески желает уклониться от изучения заданного к празднику стишка, так как всё-таки
постепенно ребенку необходимо привыкать к выступлениям на публике, иначе в
начальной школе у него могут быть проблемы, например, с  ответом у доски. Можно
попробовать превратить разучивание стишка в игру, перекидываться мячом при
заучивании фраз, превратить строчки стихотворения в любимые игрушки ребенка,
которые будут «выступать» или подпрыгивать, как только вы произносите очередной
стих. Или вместе нарисовать картинку, иллюстрирующую слова
Второй фактор, влияющий на подготовку к утреннику, пожалуй, даже в большей
степени, нежели темперамент ребенка – реакция и отношение к себе родителей. Не секрет,
что для многих пап и мам утренники и подобные им мероприятия превращаются в
площадку для демонстрации собственного самолюбия и амбиций. Специально к
празднику покупают новые костюмы, платья (которые ребенок, вероятнее всего, в
повседневной жизни не носит- то есть даже в плане одежды ребенку может быть
некомфортно), пытаясь выделиться на фоне других. Это своеобразная категория
родителей, которые своим девизом выбирают «мой ребенок всегда должен быть лучшим».
Ничего плохого в таком стремлении нет, плохо то, что если ребенок по каким-то причинам
не справляется с такими требованиями, он начинает испытывать чувство вины из-за того,
что не оправдал родительских надежд. Даже если ребенок совсем маленький, он все равно
ощущает это родительское разочарование. А потом могут проявиться проблемы с
заниженной самооценкой, стремлением каким угодно образом увильнуть от выступлений
в обществе; застенчивость ребенка возрастет в разы.
Итак, главное: важно, чтобы у родителей было позитивное и спокойное отношение к
предстоящему утреннику. Не стоит преувеличивать значимость события, говорить об
ответственности, фразы вроде «все родственники ждут, как ты хорошо расскажешь» могут
очень разволновать ребенка, ведь мнение родных для него самое важное. Необходимо,
напротив, уверить малыша, что ничего страшного не произойдет, если он чего-то забудет,
но стараться надо, ведь так он становится умнее, внимательнее и т.д. и что папа и мама
просто хотят на него полюбоваться на празднике.
Не бояться сложных слов, дети подчас способны решать куда более тяжелые задачи,
нежели предполагают их родители – только в непринужденной, свободной обстановке.
Нужно постараться «расписать» привлекательные стороны праздника – что ребенок узнает
что-то новое, увидит Деда Мороза, свои поделки к празднику. Не забыть упомянуть и про
подарки (например книги) -дети в дошкольном возрасте, по сути, живут от поощрения к
поощрению. Не следует также превращать дни перед праздником в бесконечную
подготовку и репетицию – иначе ребенок просто не сможет воспринимать выступление на
утреннике как часть своей жизни, а будет противиться тому, что ему навязывают
достаточно сложную мозговую работу вместо  его каждодневных радостей.
Как уже было сказано выше, заучивание реплик или стихов можно попытаться превратить
в игру, в забавное приключение, в соревнование.
Для того чтобы выполнить-таки формальное требование выучить и запомнить слова к
утреннику (ибо если дома стихов не читают, а такое встречается куда чаще обратной
ситуации, то для ребенка будет очень тяжело воспринять стихотворные строчки -в
особенности классических поэтов с обилием архаизмов в произведениях), можно
воспользоваться старым приемом-повторением. Главное – заниматься понемногу с
большими,  минимум по 45 минут, интервалами, так как память у ребенка «короче» чем у
взрослого, и утомляется детский организм быстрее. Разучивание, несмотря на очевидную
для ребенка «неинтересность» и монотонность, тем не менее, тренирует память и
развивает внимание.
Чего делать ни в коем случае нельзя, так это заставлять ребенка учить «через не могу» и
тем более грозить неким серьезным наказанием за невыполнение задания. Таким путем
можно добиться лишь того, что ребенок будет страдать заниженной самооценкой и
потеряет всякий интерес к изучению чего-то нового.
Если ребенок интроверт и не особенно стремится к общению, всячески поощряйте все
его контакты с другими людьми -с бабушками и дедушками, с соседями, рассказывайте,
как можно подружиться с другими детьми. И возможно, замкнутый или просто не
любящий шумных праздников ребенок найдет свою нишу, свой круг, в котором сможет
самореализовываться.
И наконец, если уж совсем ничего не помогает и ребенок панически боится выступать на
публике, или ему абсолютно неинтересны массовые праздники- подумайте, может и не
стоит в таком случае мучить маленького человека, которому тем не менее хватило
характера так долго отстаивать свое нежелание выступать? Не все способны выступить на
сцене, просто с взрослых никто так не спрашивает. И если у ребенка не получается здесь,
значит обязательно получится где-то ещё!

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделитесь с друзьями
Детский сад №105 Брусничка