Группа Вишенка

Группа Вишенка Наши группы
Группа Вишенка - Средний дошкольный возраст 4-5 лет

Возрастные особенности

Памятка для родителей трёхлетних детей

Ваш малыш подрастает, становится всё более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Дайте ему возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным, в том, чему он уже научился: самостоятельно кушать, заправлять кровать, одеваться. Пусть ваш ребёнок ещё многое не умеет объяснить, но уже всё понимает. Воспитывайте у него слуховое внимание: приучайте слышать то, о чём вы просите. Поощряйте малейшие успехи малыша. Вот он научился пользоваться расчёской и, посмотрев в зеркало, оценил свою причёску, аккуратный вид. Похвалите ребёнка за самостоятельность и умение следить за собой, делать всё вовремя. Вы увидите, что в следующий раз он проявит  больше инициативы, смелости, любознательности не только в быту, но и в других занятиях.

Ребёнок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире людей. Расширяйте круг общения малыша, используйте любую возможность сообщить ему не только что-то абсолютно новое для него , но и новое об уже известном, освоенном. Так, ребёнок знает о том, что в кастрюле варят суп, но открытием для него может стать то, что за супом надо следить, помешивать, чтобы он не выкипел.

Интересным для ребёнка будет знакомство, например, с башенным краном. Малыша восхищает один только вид этой большой машины.  Не уводите его, дайте ему возможность получше рассмотреть кран, расскажите о работе крановщика, о возможностях подобной техники. Дома ещё раз напомните ребёнку об увиденном, предложив отразить в рисунке свои впечатления, и вы увидите, с каким удовольствием  ребёнок будет рисовать. Проявляйте чуткость и тактичность по отношению к рисункам малыша: они не совершенны, но хорошо отражают чувства и настроения малышей. Главная ценность детских рисунков состоит не в том, насколько «художественно» и «достоверно» ребёнок изобразил предмет, а в том, что в рисунке он выразил свои чувства, мысли, настроение,  впечатление от увиденного.

Интересуйтесь играми малыша. Если ваш ребёнок бесцельно катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о кукольном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он попросту не умеет играть. Помогите малышу, подскажите новые действия: как нагружать в машину кирпичики (кубики), как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками, в каком направлении продолжить игру.

Развиваем речь малыша

Как можно больше разговаривайте с ребёнком. Помните, что 3-4 года – это возраст «почемучек», поэтому важно не упустить благодатное время жажды познаний и развивать его речь. Ребёнку в этом возрасте интересно всё: почему на небе тёмные облака, как работает вентилятор, почему тает лёд. Чаще разговаривайте с малышом, старайтесь каждый день специально отводить время на общение с ним. В этом возрасте мальчикам очень важно выслушать компетентный ответ папы по поводу устройства того или иного механизма, а девочкам – совет мамы по поводу ухода за куклой-дочкой. Иногда вам придётся заглянуть в детскую энциклопедию, продумать ответ, чтобы он был понятен ребёнку. Такое целенаправленное общение даст положительные результаты: ребёнок будет жить насыщенной, интересной жизнью, у него будут свои занятия и игры, он сумеет проявить инициативу, самостоятельно обустроить место для игры, подобрать необходимые атрибуты. Не пытайтесь поучать и пичкать ребёнка знаниями, напротив, старайтесь увлечь малыша той или иной темой; своим тоном и атмосферой общения побуждайте к активности, самостоятельности.

Демонстрируйте и объясняйте ребёнку свои действия, например, вы собираетесь на работу: выбираете одежду, складываете в сумку необходимые вещи – бумаги, ручки, очки, телефон. Тем самым вы обогатите словарный запас своего ребёнка, научите устанавливать определённые логические связи. Вечером, приходя с работы или возвращаясь по дороге из детского сада домой, поделитесь с малышом тем, как прошёл ваш день, спросите, что он делал в детском саду, что особенно его волнует.    Такие беседы способствуют развитию диалогической речи.

Показывайте ребёнку мир вокруг, совершайте специальные прогулки к объектам, скрытым от глаз малыша в повседневной жизни: к городскому памятнику, стадиону, зданию театра, фонтану. Всё увиденное вокруг и услышанное от вас обогатит его впечатления, эмоции и знания.

Во время игры спросите у ребёнка, во что он играет, и обратите внимание на то, какие роли ему интересны: повара, мамы, папы, шофёра и т.п. Помогите малышу советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала ребёнка. Подскажите ребёнку сюжеты, в которые можно играть, и объясните, как это лучше сделать. В совместных играх действуйте гибко, ненавязчиво. Не раздражайтесь по пустякам, наберитесь терпения; если малыш не воспринимает ваши советы, ищите другие методы взаимодействия с ним.

Ребёнку необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой, устраивайте детские праздники с продуманной программой детского активного отдыха. Покажите детям домашний спектакль кукольного театра, который вы сделали своими руками. Приобщайте к культуре детского отдыха ваших друзей – молодых родителей: пусть они помогут обустроить импровизированную ширму, примут участие в спектакле, подготовят развлечения для детей. Такой праздник надолго запомнится всем, доставит детям радость, даст возможность насладиться хорошим семейным отдыхом.

Дети этого возраста могут.

Согласовывать слова в роде, числе, и падеже; употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.

Составлять предложения с однородными членами. (Миша посадил на ковер куклу, мишку, зайку).

Повторять за взрослыми рассказ, составленный об игрушке, по сюжетной картине.

Отвечать на вопросы простыми предложениями.

Выразительно читать наизусть небольшие стихотворения.

Находить в окружающей обстановке много предметов и один.

Сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте), выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже).

Узнавать, называть круг, квадрат, треугольник.

Различать по цвету, вкусу, величине и форме овощи, фрукты, наиболее распространенные в данной местности.

Понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда

Чтобы решить эти задачи ребенок должен общаться со взрослыми, а взрослые в свою очередь, должны помочь ребенку через игру решить эти задачи.

Воспитанность

Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что, к сожалению, некоторые родители считают, что культура поведения и общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых и поэтому говорят: «Все придет с возрастом, а пока что с него спросишь? Ведь ребенок!» Не считают нужным знакомить его с элементарными нормами приличия. Им кажется естественным, что ребенок, встретившись в дверях со взрослым, отталкивает его и старается проскочить вперед; не умеет вести себя за столом; в транспорте; во время спектакля в театре ест мороженое и т.д. Все эти и подобные им признаки невоспитанности почему-то не тревожат некоторых родителей.

Действительно, как бы ребенок ни был развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: НЕВОСПИТАН.

Дети в этом возрасте способны оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении: «Я вел себя хорошо». Или «Своим поступком я огорчил бабушка».

Малыш испытывает стыд за то, что плохо вел себя, обидел товарища или подвел маму, не выполнил свое обещание и т.д.

Интересный возраст

После 3 лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по-своему, но важность и очарование дошкольного возраста нужно подчеркнуть особо.

Это возраст, когда воображение начинает работать так ярко и интенсивно, что трудно отличить выдуманное от реального.

Это возраст активного действия: невозможно заставить малыша посидеть немного спокойно молча. Желание что-то делать – бегать, прыгать, играть с игрушками, говорить – переполняет дошкольника.

Это возраст, когда в жизни ребенка входят сверстники. Общие игры, ссоры, привязанности, согласие и разногласия постепенно заполняют круг его интересов.

Это возраст, когда каждый день приносит что-то новое. Малыш открывает мир: знакомиться с людьми, природой, окружающими предметами, узнает о добре и зле.

Это возраст, когда ребенок уже может рассказать об увиденном, о том что его волнует, что он хочет.

Это возраст, который приносит радость и взрослым, находящимся рядом с малышом. В этот период ребенок еще очень привязан к маме, папе, полностью открыт для них (в дальнейшем эта очаровательная детская непосредственность, увы, теряется). В то же время это уже не беспомощный младенец, а достаточно самостоятельным человеком со своими желаниями и представлениями.

Развитие правильной и красивой речи

Не смотря на то, что в возрасте трех лет внимание ребенка еще является неустойчивым, малыш уже может сосредоточиться на интересных для него видах деятельности. Но терпения и усердия может хватить только на некоторое время (до 15 минут), поэтому бессмысленно родителям пытаться увлечь его на более длительный период. У трехлетних детей очень быстро развивается и усовершенствуется память. Ребенок может запомнить какие-то яркие фрагменты из жизни и рассказать даже то, что было намного раньше (покупка интересной игрушки, поход в цирк, зоопарк и т. п.). В связи с тем, что ребенок стремиться передать свои впечатления и воспоминания с помощью слов, стремительно развивается его активный словарь. В нем уже могут присутствовать глаголы, прилагательные, существительные. Весь словарный запас может доходить до полторы тысячи слов. Ребенок пытается разговаривать с помощью фраз, состоящих из 3-4 слов. По мере взросления, в речи появляются сложные предложения. Малыш пытается высказывать свое мнение, задавать вопросы относительно происходящих событий. Он уже способен понимать короткие рассказы, касающиеся чего-нибудь, что не находиться в его поле зрения. Способен анализировать и рассуждать (и частенько делает это, вмешиваясь в разговор родителей).

В трехлетнем возрасте, видя поступки и действия взрослых, ребенок пытается им подражать, быстро перенимает манеру общения и может запоминать «необычные» слова из их речи. Поэтому родителям в присутствии малыша не стоит выяснять отношения и устраивать словесных перепалок. Они должны быть образцом поведения и культурного общения, если желают развить в ребенке правильную и красивую речь.

С трехлетним малышом уже возможно вести диалог. И если раньше при нежелательном поведении малыша, лучше всего было отвлечь его, то сейчас уже можно и нужно руководствоваться методом убеждения. Объясняя и уговаривая, вы приучите ребенка прислушиваться к вашим словам. Хорошим способом для всестороннего развития речи является чтение интересных и красочных книг. Слушая вас, ребенок способен запомнить и воспроизвести прочитанное, что содействует развитию устной речи и расширению словарного запаса. Для более успешного развития говорения, ребенка необходимо ввести в детский коллектив. Различные игры, общие интересы заставляют малыша много общаться. Дети обмениваются мнениями, учатся договариваться. Поэтому, именно в трехлетнем возрасте уже рекомендуется отдавать ребенка в детский сад (или другой детский коллектив), так как на данном возрастном этапе, общения только со взрослыми становиться недостаточно. Для успешного всестороннего развития малыш должен находиться среди своих сверстников.

Речь взрослого как игровое средство общения с ребёнком дома

Согласимся, что родительское слово звучит в доме довольно часто. Да и тональную окраску отношений в семье задают не дети, а родители. Можно пытаться терпеливо уговаривать ребёнка, когда он не слушается, повышать  звучание голоса, когда он не реагирует на ваше слово, переходите на крик, а ребёнок готов расплакаться! В таких ситуациях воспитание начинает казаться сущей мукой. От этих мыслей приходит усталость, мрачное и подавленное настроение.

Предлагаем поупражняться в навыке «упаковывать в игру» звучание родительского слова, точнее в речевую игру со словами и рифмами. Возможно, в таких играх многим удастся найти источник положительных эмоций и улучшения настроения для всей семьи.

Послушная игрушка

Взрослый берёт любую, попавшуюся под руку игрушку и говорит ребёнку, что эта игрушка будет выполнять просьбы, если он будет их правильно сообщать. «Попроси медведя, чтобы он станцевал, поиграл, поклонился, почитал, спел, поспал, спрятался». Перед ребёнком встаёт задача правильно формулировать свою просьбу: «Мишка, станцуй, пожалуйста» (попрыгай, спой). Взрослый выполняет за игрушку просьбу ребёнка. В дальнейшем ребёнок сам может просить игрушку что-либо сделать и выполнить за неё действия. Таким образом ребёнок учится в игровой форме использовать глаголы в повелительном наклонении.

 Умелые рифмоплёты

Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, после драки или ссоры с приятелем, с сестрой или братом. Для поссорившихся детей можно сочинить рифмованные фразы.

*Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга  тебе оставаться.

*Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

*Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.

*Расслабляйтесь зубы, расслабляйтесь и больше не кусайтесь.

*Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.

Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.

*Прочь обида – всё равно ты забыта,

Беги во двор, перелезь через забор,

Садись на коня, скачи от меня.

С вами работают

Воспитатель Войлошникова Марина Сергеевна

Воспитатель Маркова Валентина Фанисовна

Образовательная деятельность и Режим дня

Показать/Скрыть

Для вас родители

 

Наша жизнь день за днем

Оцените статью
( 8 оценок, среднее 5 из 5 )
Поделитесь с друзьями
Детский сад №105 Брусничка