Для детей раннего возраста характерен быстрый темп развития. Так, например, новорождённый в состоянии бодрствовать в течение 5-7 минут, то к году длительность одного отрезка бодрствования составляет уже 2,5-3,5 часа, к двум годам 5 -5,5 часа. Вместе с этим уменьшается количество периодов дневного сна: дети первого года жизни спят 4 раза в день, малыши от 1 года до 1года 6 месяцев спят 2 раза в день, у детей от 1 года 6меяцев до 3 лет один дневной сон.
Вследствие незавершенности строения важных органов и систем, для детей первых лет жизни характерна быстрая утомляемость. Четкое соблюдение режима дня, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям малышей, выделение особой роли сна как охранительной реакции организма от переутомления, способствует постепенной нормализации работы всех органов и систем.
У детей отмечается малая выносливость клеток коры головного мозга. Доминирование положительных эмоций, своевременная смена видов деятельности ребенка в течение каждого периода бодрствования, совершенствование ориентировочно-познавательной деятельности малыша предотвращает нервную систему от переутомления, что является одной из главных задач, реализуемых взрослым.
Развитие детей первых лет жизни носит скачкообразный характер. Так, к году ребенок способен сказать 6-10 слов, к 1 году 6 месяцам – 20-30 слов, к двум годам – до 200-300 слов, к трем годам словарный запас ребенка состоит из 1500-2500 и даже 3000 слов. Скачкообразность развития связана созреванием тех или иных функций организма в разные сроки.
Интенсивное развитие в сочетании с незрелостью внутренних систем делают организм ребенка ранимым, подтверждённым частым заболеваниям. Четкий режим дня, закаливание, прогулки, охрана нервной системы укрепляет организм ребенка.
В первые годы жизни ярко проявляется взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и психического развития ребенка. Так развитие гипотрофии часто связано с дефицитом двигательной активности, сниженным эмоциональным тонусом, отсутствием смены впечатлений и полноценного общения со взрослым.
В этом возрасте прослеживается взаимосвязь формирующих умений малыша. Успешное развитие мелкой моторики рук способствует становлению речи и т.п.
В то же время отмечается неустойчивость формирующих умений и навыков. Этим объясняется необходимость многократного повторения одного и того же материала в процессе обучения ребенка.
Малая подвижность нервной системы ребенка обусловлена незрелостью отдельных органов и систем. Малыш в не состоянии сам переключиться с одного вида деятельности на другой. Удовлетворив потребность в активных движениях , он продолжает бегать, но испытывает при этом дискомфорт, перевозбуждение, начинает разбрасывать игрушки, кричать и т.п. Рассмотрев картинки и утратив интерес к ним, малыш продолжает бесцельно перелистывать книгу. Не умея сдерживать раздражение от неинтересного занятия, он начинает рвать листы.
У маленьких детей не сформированы тормозные процессы, что весьма затрудняют работу с ними. Ребенок не может находиться в бездеятельном состоянии, сидя за столом в ожидании обеда, стоять смирно на физкультурном занятии. Он не в состоянии ждать желаемого и стремиться достичь цели как модно скорее (отсюда частые конфликты из-за игрушек).
Услышав запрет, малыш не может сразу же прервать свою деятельность, ему необходимо какое-то время, чтобы перестроиться (например, ребенок не может сразу закончить игру и начать одеваться на прогулку).
Способность ребенка к обучению сочетается с несформированностью произвольного внимания. Если им что-то неинтересно или сложно для восприятия, они отказываются смотреть, слушать или просто уходят.
Легко возникающая отвлекаемость объясняется высокой степенью развития ориентировочно- познавательной деятельности малышей. Любые внешние раздражители (звук в дверь, телефонный звонок и т.д.) не оставляют детей безучастными, поэтому следует тщательно продумывать и правильно организовывать развивающие занятия с детьми.
В ходе обучения следует учитывать также и то, что малыши не в состоянии сразу же воспроизвести услышанное или увиденное впервые. Для осознания нового им необходимо время. Их ответные реакции носят отсроченный характер. Учитывая это обстоятельство, при обучении детей предусматривают повторы, в самостоятельной деятельности – закрепление новых знаний, умений и навыков.
За первые годы жизни малыши приобретают разнообразные умения и знания, овладевают разными видами деятельности, учатся жить среди людей – и все благодаря руководству взрослого.